Horizon Studio
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: HayArtsiv  
www.horizonworld.con/forum » Общие Обсуждения //\\ The General Discussions » История /\ History » Как ближневосточная ''нефть перевесила кровь армян''
Как ближневосточная ''нефть перевесила кровь армян''
MargaryanDate - Вторник, 15.01.2008, 14:05 | Post # 1
частый гоcть
Group - Moderators
Posts - 109
Reputation - 2
Status - Offline
Как ближневосточная ''нефть перевесила кровь армян''

На протяжении более века в круговороте ближневосточных событий особое место занимает нефть. Любопытно, что процесс обнаружения новых углеводородных месторождений и развития топливной промышленности не только пересекались с судьбой армян, но часто осуществлялись именно армянами.

Известнейший нефтепромышленник Галуст Гюлбенкян первым обратит внимание на перспективную значимость ближневосточных нефтеносных месторождений, сам их обследует и на осколках рухнувшей после Первой мировой войны Оттоманской империи собственноручно очертит так называемую "Красную линию" (Ligne Rouge). За исключением Кувейта, все остальные территории арабского мира в Азии и Турции будут обозначены им в качестве важнейшего трансконтинентального коммуникационного узла, в котором, по его убеждению, и сойдутся интересы влиятельнейших корпораций.

Гюльбенкян первым догадается, что понятие геополитика практически обречено на замещение иным термином – «геоэкономика», а посему инициирует переговоры между новыми пайщиками Iraq Petroleum Co. Ltd. Таковыми станут будущие акулы топливной политики – Anglo Persian Oil Company (позже – BP), Royal Dutch-Shell Group, Compagnie Francaise des Petroles и Near East Development Corporation. В результате "Великого соглашения", увенчанного появлением 1 июля 1928 года "Красной Линии" – экономический раздел Османской империи – он гарантирует за собой 5% добычи нефти в очерченном богатейшем регионе: обстоятельство, которое и позволит называть британского поданного армянского происхождения Галуста Гюльбенкяна "Мистером 5%".

Несколько раньше, получив диплом инженера в Королевском колледже Лондонского университета, он отправляется в поездку по российскому Апшерону, где знакомится с самой передовой на тот период русской школой нефтедобычи на месторождениях Александра Манташева. В результате, 22-летний Гюльбенкян публикует свои первые исследования в сфере топливной энергетики, чем привлекает внимание высоких чиновников Оттоманской Порты.

Ему предлагаются государственные заказы на обследование подвластных империи равнинных районов Междуречья Тигра и Евфрата и, в первую очередь, Мосула и среднего Ирака. Именно разработанные Гюльбенкяном проекты и станут яблоком раздора между странами Антанты уже после краха Османской империи. На чередующихся мирных конференциях молодой предприниматель попытается лоббировать интересы Армении, однако тщетно: как признается глава внешнеполитического ведомства Великобритании Джордж Керзон "нефть перевесила кровь армян".

"Новая большая игра" (New Great Game) – именно под таким определением в западном полушарии сегодня и обозначается разработанная стратегия "нефтяной политики на Кавказе и в Центральной Азии". Этот проект в общих чертах повторяет логику прежней "Большой игры" – борьбы между Российской и Британской империями за влияние в указанных районах; выражение придумано еще в XIX веке Редьярдом Киплингом. Несмотря на то, что заветным призом "Большой игры" являлась все же Индия – кстати, в конце столетия Джордж Керзон был провозглашен вице-королем Индии! – но Кавказ и Центральная Азия воспринимались авторами конкурирующих проектов в качестве необходимого коридора.

Особенно усилится борьба между империями в период разработки на Апшероне нефтеносных месторождений, сулящих огромные экономические выгоды. Нефть была известна народам Ближнего Востока еще до нашей эры, но именно с XIX века конкуренция ведущих мировых держав и приобретет характер затяжной и не предполагающей нравственных установок "Большой игры". Известное же изречение британского министра о мировой нефти и армянской крови имело, между тем, не только дипломатическую окраску; он прекрасно знал, что со стороны обеих империй главными разработчиками нефтяных месторождений являлись как раз армяне – Галуст Гюльбенкян и Александр Манташев.

Основатель Кавказского армянского благотворительного общества Александр Манташев являлся главным гарантом конкурентоспособности Российской империи в топливной войне. Из 295 нефтяных скважин, действовавших в Баку в конце XIX века, 155 принадлежали трем армянским промышленникам – Александру Манташеву, Микаэлу Арамянцу и Аршаку Гукасову. В 1899 году ими был основан торговый дом "Ал. Манташев и К", открывший предприятия в крупнейших городах Европы и Азии. В первых годах XX столетия Александр Манташев становится крупным акционером ряда мировых нефтяных компаний, среди которых "Братья Нобель". Он глубоко изучает наиболее перспективную – нефтегазовую отрасль экономики, чтобы основать "армянскую школу нефтепромышленности".

Дмитрий Менделеев становится его личным консультантом и даже воспитывает ему "первого выпускника новой школы" – Степана Гулишамбаряна; в самом скором времени выпускник удостоится золотой медали Русского Географического общества "за вклад в развитие нефтяной отрасли России". Александр Манташев осуществляет также строительство первого в мире 835-километрового нефтепровода Баку-Тифлис-Батум, посредством которого получает возможность экспортировать нефть в регион Средиземноморья, а также в Индию, Китай и даже Японию.

Парадоксально, но в настоящее время именно проложенный Манташевым трубопроровод Баку-Батуми фактически и представляет собой угрозу армянской государственности. Таким образом, народ взрастивший Гюльбенкяна и Манташева был, в известной степени, и игроком "Большой игры", и его первой жертвой.

ARMENIA Today


Bolorin Hravirumenq mer nor sait@

HorizonWorld

 
< 2 >
www.horizonworld.con/forum » Общие Обсуждения //\\ The General Discussions » История /\ History » Как ближневосточная ''нефть перевесила кровь армян''
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 Хостинг от uCoz